Историческая справка по Костроме и Костромской области

Кострома расположена на берегу Волги, в 360-ти км к северо-востоку от Москвы. В древности городу отводилась роль форпоста. Однозначного толкования названия города не существует. Наиболее известны 2 версии. По одной из них имя города происходит от финно- угорского «кострум», что значит «крепость», «укреплённое место». Вторая связывает название с древним «хороводным действом», бытовавшим с языческих времён в краях, где возделывали лён. Кострома - сделанная из соломы кукла - воплощала собой живительные, плодородные силы весны. Обряд похорон Костромы, сопровождавшийся пением обрядовых песен, плетением венков, хороводами и заканчивавшийся тем, что куклу топили в реке или сжигали на костре, был символическим жертвоприношением всесильному языческому богу солнца Яриле.

 По предположению историка В. Н. Татищева (XIX в.), Кострома была основана в 1152 г. суздальским князем Юрием Долгоруким. Первое летописное упоминание о городе относится к 1213 г. Тогда ростовский удельный князь Константин - сын Всеволода Большое Гнездо, воюя со своим братом Юрием, князем владимирским, сжёг Кострому, а жителей увёл в полон. Через два десятилетия Кострома вновь была сожжена, на сей раз Батыем, разорившим все волжские города «до Галича Мерьского». В середине XIII века великий князь владимирский Ярослав Всеволодович восстановил город и передал его во владение своему младшему сыну Василию. В 1272 г. Василий сел на владимирский стол, а в 1273 г. утвердился в Новгороде Великом, став фактически главой всех удельных княжеств Северо- Восточной Руси.

С именем этого князя связано важное событие: - обретение главной костромской святыни - иконы Феодоровской Божией Матери, которая, по преданию, помогла костромичам одержать победу в битве с ордынским отрядом (1272 г.). После смерти Василия Ярославича (1276 г.), Кострома вновь стала частью Владимирской великокняжеской территории.

В 1364 г. город вошёл в состав Московского княжества. С этого времени судьба Костромы и её история неразрывно связаны с развитием и культурой русского государства. В 1380 г. костромичи под предводительством воеводы Ивана Родионовича Квашни принимали участие в сражении на Куликовом поле, знаменовавшем начало освобождения Руси от татарского ига. Среди павших в битве знатных воинов летопись упоминает имена 25 костромских бояр, а двух костромичей - Фёдора Сабура и Григория Холопищева, спасших контуженного в бою князя Дмитрия Донского, называет «великими витязями русской земли».

Выгодное стратегическое положение Костромы сделало её одним из главных форпостов на северо-востоке крепнущего Московского княжества. Она не раз служила московским князьям надёжным убежищем: в 1382 г., во время нашествия Тохтамыша, в городе укрывался вместе с семьёй Дмитрий Донской, а в 1408 г., когда Москве угрожал хан Едигей, здесь нашёл пристанище его сын Василий Дмитриевич. В начале XV века, после пожара, который практически уничтожил город, был возведён новый кремль. Остатки кремлевского холма сохранились - сегодня это территория центрального городского парка (ул. Чайковского, без №), памятник садово-паркового искусства к. XIX - н. XX в.в..

Во второй половине XV века город становится важным опорным пунктом в борьбе против поволжских ханств. В XVI столетии костромичи участвуют в походах Ивана Грозного на Казанское ханство, а накануне решающей битвы за Казань в 1550 г. в Костроме собирается полк правой руки во главе с князьями Серебряным и Горбатым. Военные события начала XVII века, тяжёлые испытания «смутного времени», тоже не обошли стороной Кострому. В 1608 - 1609 г.г. город неоднократно подвергался нападению отрядов польско-литовских захватчиков и сторонников Лжедмитрия II. Один из наиболее драматических эпизодов борьбы с интервентами связан с Ипатьевским монастырём, более полугода удерживавшимся сторонниками поляков - боярами и дворянами под командой воеводы Никиты Вельяминова. Предание донесло до нас рассказ о подвиге двух ратных людей - Константина Мезенцева и Николая Костыгина. Подведя подкоп под одну из монастырских стен, они заложили туда пороховой заряд, взрыв которого стоил им жизни, но дал возможность осаждавшим ворваться в крепость и выбить оттуда предателей. В 1612г. костромская рать влилась в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского и в его составе участвовала в освобождении Москвы от поляков. В 1613 г. в Костроме происходят события, имевшие общерусское значение. В этом году интервенты были окончательно отброшены с русских земель. В Москве заседает Земский собор - крупнейшее за всю историю русского средневековья собрание дворян. Решался вопрос об избрании царя. Выбрали Михаила Фёдоровича Романова. Шестнадцатилетний будущий царь, вместе с матерью, инокиней Марфой, находился в это время в своей костромской вотчине - селе Домнино.

В начале 1613 г. в окрестностях Домнина появился польский вооружённый отряд, имевший целью устранить Михаила Романова как наиболее реального претендента на престол. Но этим планам не суждено было осуществиться: встретившийся на пути врагов домнинский крестьянин Иван Сусанин, которого они пытались заставить указать дорогу к месту пребывания будущего царя, завёл поляков в непроходимые лесные дебри и был убит. Его подвиг впоследствии достойно оценил Михаил Фёдорович, пожаловавший потомкам Сусанина земельные наделы и освободивший их от всех податей и налогов. Весной 1613г. Михаил укрылся за стенами Ипатьевского монастыря. Сюда и прибыло посольство с приглашением на царство. В Троицком соборе монастыря было дано торжественное согласие на царство и 19 марта юный царь отбыл в Москву. Кострома с тех пор стала пользоваться особым вниманием династии Романовых.

К середине XVII века Кострома по своему экономическому значению становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси. Важное место в его жизни занимала торговля. Костромские купцы торговали с Востоком и Западом. В Костроме находилась английская фактория - англичане закупали здесь парусину высокого качества. Со второй половины XVII века в Костроме ведётся строительство храмов, многие из них сооружались на средства богатых купцов. К тому времени в городе было пять монастырей: Крестовозд-виженский, Вознесенский, Спас-Подвязный, Анастасиин, Богоявленский и 35 приходских церквей. По переписным книгам того времени, в Костроме насчитывалось более семидесяти иконописцев, многие из которых постоянно вызывались «на государевы работы» в Москву и другие города России. По всей Руси славились артели костромских каменщиков, возводивших храмы не только у себя дома, но и в Москве, Подмосковье, Рязани, Переславле.В XVIII столетии город стал одним из центров полотняного производства - третья часть всего российского полотна, шедшего за границу, производилась в Костроме. Эта отрасль приносила хорошие прибыли, что сказалось и на облике города - до сих пор улицы Костромы украшают каменные дома купцов Углечаниновых, Волковых, Стригалёвых, Дурыгиных - основателей первых мануфактур.

Кострома XVIII века - крупная товарная пристань на Волжском торговом пути. Дважды в неделю на базарной площади проводился торг, здесь же собиралась ежегодная ярмарка. Холст и «крашенину» костромичи возили на Макарьевскую, Курскую, Ирбитс-кую и Весьегонскую общерусские ярмарки.

В 1767 г., во время путешествия по Волге, Кострому посетила императрица Екатерина II. Встретив здесь восторженный приём, в благодарность за гостеприимство Екатерина пожаловала городу герб с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Костро- му. В её же царствование Кострома стала центром губернии, а в 1781 г. получила утверждённый императрицей генеральный план городской застройки. Центром Костромы становится полукруглая площадь, раскрытая к Волге. В радиальном направлении от неё расходятся улицы-лучи. Город по генеральному плану возводили , по существу, заново, так как старая деревянная застройка Костромы была почти полностью уничтожена страшным пожаром 1773 г.

Специальная столичная градостроительная комиссия разработала типовые проекты общественных, торговых и жилых зданий для губернских городов. Застройка центральной части города заняла несколько десятилетий (к. XVIII - сер. XIX в.в.). В этот период были сооружены три ансамбля - соборный, торговый и комплекс общественных зданий. В XIX в. определяющим для Костромы было развитие промышленного производства, прежде всего - текстильного. В сороковых годах на предприятиях города появляются первые паровые машины, а уже в следующем десятилетии возникают крупные фабрики -Новая Костромская льняная мануфактура, фабрика братьев Зотовых, машиностроительные предприятия - завод Шиповых, завод Пло и другие. О Новой Костромской льняной мануфактуре следует сказать особо: основанная московскими купцами В.Д. Коншиным и братьями П.М. и С.М. Третьяковыми при участии костромича К.Я. Кашина, она имела поначалу всего одну паровую машину и 22 ткацких станка. Но к концу столетия мануфактура производила пряжи больше, чем льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.

Один из совладельцев фабрики, известнейший русский меценат Павел Михайлович Третьяков, потратил на организацию картинной галереи в Москве около полутора миллионов рублей. Свыше трети этой суммы он получил в виде прибыли от Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Таким образом, костромские текстильщики внесли свой вклад в создание национальной сокровищницы - знаменитой Третьяковской галереи.

В XX век Кострома вступила достаточно крупным индустриальным городом - одним из наиболее значимых центров текстильной промышленности России, отличавшимся высокой концентрацией производства и хорошим техническим оснащением. В 1906 году через Кострому прошла ветка Северной железной дороги, а чуть раньше, в конце XIX в., было налажено железнодорожное сообщение с Ярославлем.

Костромские зодчие, иконописцы, изографы, писатели и художники внесли достойный вклад в Российскую культуру. В Костроме родился основатель первого русского театра Фёдор Волков. Александр Поляков, крепостной костромских помещиков Корниловых, вместе с английским художником Дж. Доу создавал портретную галерею героев Отечественной войны 1812 г. для Зимнего дворца в Петербурге. В Костромской губернии родились братья Григорий и Никандр Чернецовы. Впервые в истории русского искусства они запечатлели панораму волжских берегов. Это был грандиозный по масштабам замысел (панорама состояла из 1981 листа, завершена в 1851 г. и хранится в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге).

В 1970 г. в городе Солигаличе Костромской области, среди экспонатов краеведческого музея были обнаружены произведения художника второй половины XVIII века Григория Островского, создавшего портретную галерею дворян Черевиных. Его работы экспонировались на многочисленных выставках как в России, так и за рубежом и опубликованы в многочисленных каталогах, посвященных провинциальному портрету XVIII - начала XIX в.в.. Не менее известно имя Ефима Честнякова, который был разносторонне одарённым человеком: живопись, графика, скульптура, литературные произведения составляют его творческое наследие. Источником творчества Е. Честнякова являлась народная культура. Неподалёку от Костромы находится музей-усадьба Ще-лыково, бывшее имение русского драматурга А.Н. Островского. Его имя носит Костромской драматический театр. На берегу Волги стоит беседка Островского - драматург неоднократно упоминал её в своих дневниках и письмах.

В Костроме родились А. Плещеев, П. Катенин, Г. Невельской (путешественник и исследователь, его имя носит залив, гора и город на Сахалине). Многие деятели русской культуры и науки начинали свой путь в Костроме: писатель А. Писемский, философ В. Розанов, полярный исследователь А. Жохов. Часто посещал Кострому известный русский художник конца XIX - начала XX века Борис Кустодиев.

Современная Кострома-административный, культурный и промышленный центр Костромской области, образованной 13 августа 1944 г. Население города составляет около 300 тысяч человек. Кострома раскинулась по обоим берегам Волги, её правобережная и левобережная части соединены двумя мостами: железнодорожным, постройки 30-х г.г., и автопешеходным, возведённым в 1970 г.

Сегодня, помимо традиционной для Костромского региона текстильной промышленности, город располагает предприятиями машиностроительного комплекса, заводами, выпускающими радиоэлектронику, деревообрабатывающие и ткацкие станки и др. Научный, интеллектуальный потенциал обеспечивается четырьмя вузами: педагогическим и технологическим университетами, сельскохозяйственной академией, высшим военным командным училищем химической защиты. В городе работают историко-архитектурный ii художественный музеи, драматический и кукольный театры, филармония, цирк, библиотеки, творческие союзы, многие другие организации и учреждения культуры, делающие жизнь Костромы духовно насыщенной и разнообразной.

Костромичи любят свой город, гордятся его прошлым и стараются сделать прекрасным его будущее.