- Подробности
- Категория: Галерея портретов
- Опубликовано 27 Декабрь 2012
- Автор: Администрация
- Просмотров: 11109
Флоренский Павел Александрович
ФЛОРЕНСКИЙ, ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1937), русский философ, богослов, ученый. Родился 9 января 1882 в Евлахе Елисаветпольской губернии. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (с 1900). Уже в студенческие годы выдвинул ряд новаторских математических идей. В 1904 Флоренский поступил в Московскую духовную академию. После окончания академии и защиты магистерской диссертации был оставлен преподавателем. В 1911 Флоренский был рукоположен в сан священника. С 1914 он – профессор академии по кафедре истории философии. С 1912 и вплоть до Февральской революции был редактором академического журнала «Богословский вестник». В 1920-е годы деятельность Флоренского была связана с различными областями культурной, научной и хозяйственной жизни: участие в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, в организации Государственного исторического музея, научно-исследовательская работа в государственных научных учреждениях (им был сделан ряд серьезных научных открытий), преподавание во ВХУТЕМАСе (профессор с 1921), редактирование «Технической энциклопедии» и многое другое. В 1933 он был арестован и осужден. С 1934 находился в лагере на Соловках, где был расстрелян 8 декабря 1937.
«Конкретную метафизику» Флоренского в целом можно отнести к философии всеединства с характерной для этого направления ориентацией на традицию платонизма. Флоренский был знатоком философии Платона. А.Ф.Лосев отмечал исключительную «глубину» и «тонкость» его концепции платонизма. В.В.Зеньковский в своей Истории русской философии подчеркивает, что «Флоренский развивает свои взгляды в пределах религиозного сознания». Эта характеристика вполне отвечает позиции самого Флоренского, заявлявшего: «Довольно философствовали над религией и о религии, – надо философствовать в религии – окунувшись в ее среду». Флоренский критиковал философский и богословский рационализм, настаивая на принципиальном антиномизме как разума, так и бытия. Наш разум «раздроблен и расколот», «надтреснут» и тварный мир в его бытийственности, и все это следствие грехопадения. Однако жажда «всецелостной и вековечной Истины» остается в природе даже «падшего» человека и уже сама по себе является знаком, символом возможного возрождения и преображения. «Я не знаю, – писал мыслитель в своем основном сочинении Столп и утверждение истины, – есть ли Истина... Но я всем нутром ощущаю, что не могу без нее. И я знаю, что если она есть, то она – все для меня: и разум, и добро, и сила, и жизнь, и счастье». Критикуя субъективистский тип мировосприятия, доминирующий, по его убеждению, в Европе с эпохи Возрождения за отвлеченный логицизм, индивидуализм, иллюзионизм и пр., Флоренский в этой своей критике менее всего был склонен отрицать значение разума. Напротив, возрожденческому субъективизму он противопоставлял средневековый тип миросозерцания как «объективный» путь познания, отличающийся органичностью, соборностью, реализмом, конкретностью и др. чертами, предполагающими активную (волевую) роль разума. Разум «причастен бытию» и способен, опираясь на опыт «приобщения» к Истине в «подвиге веры», пройти путь метафизически-символического понимания сокровенных глубин бытия. «Поврежденность» мира и несовершенство человека не равносильны их богооставленности. Нет никакой онтологической бездны, разделяющей Творца и творение. Флоренский с особой силой подчеркивал эту связь в своей софиологической концепции, видя в образе Софии Премудрости Божией прежде всего символическое раскрытие единства небесного и земного: в Церкви, в личности Девы Марии, в нетленной красоте тварного мира, в «идеальном» в человеческой природе и др. Истинная же бытийственность как «тварное естество, воспринятое Божественным Словом» раскрывается в живом человеческом языке, который всегда символичен, выражает «энергию» бытия. Метафизика Флоренского в существенной мере и была творческим опытом преодоления инструментально-рационалистического отношения к языку и обращением к слову-имени, слову-символу, в котором только и может раскрыться уму и сердцу человека смысл его собственной жизни и жизни мира.
Имя Павла Александровича связано с Костромским краем и по праву генетической памяти - прадед Флоренского Андрей Матвеевич был дьячком Христорождественской церкви села Борисоглебского (на территории нынешнего Кадыйского района), и по его деятельности как ученого - он вел фольклорные записи в селе Толпыгино Нерехтского уезда, и по дружеским отношениям со многими костромичами.
В музеях и библиотеках Костромы и Кадыя, в селе Завражье хранят память о Флоренском - и щедро ею со всеми, кто хочет сделать первый шаг в долгом путешествии к Флоренскому - путешествии в поисках духовной опоры, нравственных ценностей, урока памяти о своих предках.
Завещание
"Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. ...
Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг и т.д. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма, сочинения печатные и рукописные всех тех, кто имел отношение к семье, к роду, знакомых, родных, друзей. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещнаго, неодухотворенного. ...
Не ищите власти, богатства, влияния... Нам не свойственно все это; в малой же доле оно само придет, - в мере нужной. А иначе станет вам скучно и тягостно жить". Павел Флоренский 1917-1923гг.
БИБЛИОГРАФИЯ
Труды П.А. Флоренского П.А. Флоренский // Журн. "Вопросы философии" и др. / - М.: Правда, 1990.
Т. 1.: Столп и утверждение истины, 1. - 1990. - XVI, 490 с.: ил.
Т. 1.: Столп и утверждение истины, 2. - 1990. - С.494 - 839. [Факс. Воспроизведение текста изд. 1914 г.]
Т. 2.: У водоразделов мысли: [Ч. 1.] - 1990. - 446 с.: ил. Библиогр. В примеч.: С.370-438.
Автобиография // Наше наследие. - 1988. - №1. - С.24-28.
Ближе к жизни мира: [Отр. из ст. и писем / Публ. С.З. Трубачева и др.] // Сов. культура. - 1988. - 3 нояб. - С.6.
Воспоминания // Лит. учеба. - 1988. - №2. - С.144-176.
"Вспомнить хочу шелест свитков и речи священные ...": Стихи // Костромская старина. - 1991. - №1. - С.28-29.
"В мире ничто не пропадает": Из писем П.Флоренского // Наука и религия. - 1989. - №2. - С.56-58.
О литературе // Вопросы литературы. - 1988. - №1. - С.146-176.
Павел Флоренский: о себе и своем роде: [Письма] // Лит. Россия. - 1991. - 8 февр. - С.21-22.
О себе и своем роде: Отечество: [Отрывок из книги "Детям моим"] // Молодой ленинец. - 1991. - 15 июня. - С.4.
Особенное: Из воспоминаний. - М.: Моск. рабочий, 1990.-46 с.
Имена // Социологические исследования. - 1988. - №6. - С.107-116. ; 1989. - №2. - С.128-143; №3. - С.112-118; №4. - С.127-135; №5. - С.130-146; №6. - С.139-156.
Письма из концлагеря // Знамя. - 1991. - №7. - С.185-208.
Письма из Соловков // Наше наследие. - 1988. - №4. - С.115-129.
Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. - М.: Сов. Россия, 1989. - 111 с.
Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. - Кострома, 1912. - 124 с.
Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. - Кострома, 1909. - 65 с.
Храмовое действо как синтез искусств // Музеум. - 1988. - №157. - С.71-75.
Храмовое действо, как синтез искусств: [Докл. представл. Комис. по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, 1918 г.] // Сов. культура. - 1989. - 18 мая. - С.6.
Трубецкой Е.Н., Флоренский П.А. Переписка князя Евгения Николаевича Трубецкого и священника Павла Флоренского : [Публ. писем философов от 1914-1918 гг. придисл. и ст. Е.Н. Трубецкого "Свет Фаворский и преодражение ума"] // Вопр. философии. - 1989. - №12. - С.99-129.
О П.А. Флоренском
Михалев С..В. О соотношении науки и философии в мировоззрении П..А. Флоренского // Вопросы философии. - 1999. - №5. - С.151-156.
Олексенко А.И. О символах лагерных писем о. Павла Флоренского // Вопросы философии. - 1998. - №3. - С.144-159.
Максимова О.В. " ... Тут поразительная осень": П.А. Флоренский у истоков российской водорослевой промышленности // Свет (Природа и человек). - 1997. -№12. - С.73-77.
Мороз В.В. Взаимосвязь философии и математики в творчестве П.А. Флоренского // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. - 1997.- №3. - С.26-43.
Федорова Л., Федоров Д. Слово и символ в эстетике Павла Флоренского // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. - 1997. - №2. - С.3-15.
Старшинов Н. Задорная прелесть: Похвальное слово русской частушке // Очаг. - 1996. - №3. - С.34-35.
Пашин В. "Вечные лазури" // Костромской край. - 1995. - 12 мая. Акчурин И.А. П..А. Флоренский и наука ХХ века // Свободная мысль. - 1993. - №10. - С.104-116.
Кедров К. Зримый рай Павла Флоренского: [О философских воззрениях священника и богослова] // Наука и религия. - 1993. -№7. - С.4-5.
Иванова Е.В. Флоренский и Христово Братство Борьбы // Вопросы философии. - 1993. - №6. - С.159-166.
Сбитнева Л. История одной дружбы: [П.А. Флоренского и С.С.Троицкого] // Молодежная линия. - 1992. - 4 дек. (№48). - С.7.
Семенов Р. Образ мыслителя П.А. Флоренского // Ленинский путь. - 1992. - 14,16 июня.
Левин И.Д. Я видел П.Флоренского один раз: [Эссе/ Публ. и предисл. Ю.И. Левина ] // Вопросы философии. - 1991. - №5. - С.58-65. Кузмичев И. Просматривая свое сердце: Автобиографическая проза Павла Флоренского // Звезда. - 1991. - №5. - С.147-157.
Чирков Ю. А было все так ... . - М.: Политиздат, 1991. - 382 с. Шенталинский В. Удел величия // Огонек. - 1990. - №45. - С.23-27.
Памяти о.Павла Флоренского // Север. - 1990. - №9. - С.113-118. Войтюк Т. Вся жизнь страны - моя болезнь // Северная правда. - 1990. - 29 апр.
Трубачев С. От легенд к фактам: О последних днях жизни П. Флоренского // Лит. газета. - 1990.- 31 янв. - С.7.
Кравец С.Л. О красоте духовной: П. А. Флоренский: религ.-нравств. воззрения. - М.: Знание, 1990. - 63 с.
Молок Ю.А. "Словарь символов" Павла Флоренского // Сов. искусствоведение. - М.,1990. - Вып.26. - С.322-344.
Булгаков С. Священник о. Павел Флоренский // Слово. - 1989. - №12. - С.26-29.
Волков С. Портреты: Из воспоминаний о русском философе П.А. Флоренском // Наука и религия. - 1989. - №9. - С.44-47. Художник в науке // Вопросы литературы. - 1989. - №7. - С.283-285.
Трубачев М.С., Трубачев З.С. Сергиев посад в жизни П. Флоренского // Памятники Отечества. - 1989. - №2(20). - С.76-85.
Палиевский П.В. Розанов и Флоренский // Лит. учеба. - 1989. - №1. - С.111-115.
Генисаретский О.И. Конструкция и композиция в иконологии П.А. Флоренского // Тр. ВНИИТЭ./ ВНИИ техн. эстетики. Техн. эстетика. - 1989. - Вып.59. - С.44-58. Библиогр. в примеч., С.56-58.
Игумен Андроник (Трубачев), Флоренский П.В.: Павел Александрович Флоренский: Документы и судьбы // Лит. газ. - 1988. - 30 нояб.(№48). - С.5.
Трубачев С. Музыкальный мир П.А. Флоренского // Сов. музыка. - 1988. - №8. - С.82-89; №9 . -С.99-102.
Гулыга А. Истоки духовности // Лит. учеба. - 1988. - №2. - С.144-148.
Лосев А.Ф. Воспоминания Флоренского ... // Лит. учеба. - 1988. - №2. - С.176-179.
Трубачев А.С. Павел Александрович Флоренский // Социологические исследования. - 1988. - №1. - С.100-101.
Флоренский П.А. // Философская энциклопедия. - М.,1970. - Т.5. - С.377-379.